Савельев Валерий Александрович : другие произведения.

"Откровение Иоанна" и "Книга перемен"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 4.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Вокруг "Откровения Иоанна" существует великое множество различных спекуляций. Собственно, и само "Откровение" по форме - умственная спекуляция, так как является интерпретацией некоего текста, виденного Иоанном в книге в руке у Сидящего на престоле. Самого этого текста в "Откровении" нет, однако в "семи печатях" Иоанн оставил ключ для его восстановления. Сегодня, возможно, единственным инструментом для восстановления этого текста может служить "Книга перемен".


  

"Откровение Иоанна" и "Книга перемен"

Вокруг "Откровения Иоанна" существует великое множество различных спекуляций. Собственно, и само "Откровение" по форме - умственная спекуляция, так как является интерпретацией некоего текста, виденного Иоанном в книге в руке у Сидящего на престоле. Самого этого текста в "Откровении" нет, однако в "семи печатях" Иоанн оставил ключ для его восстановления. Сегодня, возможно, единственным инструментом для восстановления этого текста может служить "Книга перемен".

Многие учёные считают, что "Книга перемен" имеет не китайское, а западно-азиатское происхождение. Поэтому она могла быть известна Иоанну. Впрочем, она могла быть ему известна и вследствие культурного обмена. Но главное даже не в этом. "Книга перемен" оперирует универсалиями, которые применимы в любой точке мира, и в любых отраслях знания, начиная от богословия и заканчивая ядерной физикой.

Обратимся к тексту "Откровения Иоанна":

"...И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий;

И этот Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису;...и вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца,...

И пред престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола, и вокруг престола четыре животных, наполненных глазами спереди и сзади...

И каждое из четырёх животных имело по шести крыльев вокруг,...

И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и извне, запечатанную семью печатями. " (Откр.4.5).

Казалось бы, всё просто: описание Сидящего на престоле в точности соответствует описанию графического изображения "Великого предела". Два камня - два цвета: теплый и холодный. Свет и Тьма во взаимодействии друг с другом. Нетрудно понять и кто эти четыре животных с шестью крыльями каждое. Это статичные образы четырёх гексаграмм: двух мировых сил: Неба и Земли, Творчества и Исполнения; и двух стихий: Огня и Воды.

Сидящий на престоле представляет собой образ взаимодействия Творчества и Исполнения, поэтому "животные" находятся и посреди престола, и вокруг него.

Сумма черт в четырёх гексаграммах равна двадцати четырём - двадцать четыре престола. Эти черты гексаграмм являются выражением "Совершенной мудрости". Мудрость - один из признаков присущих старости, поэтому её образ - двадцать четыре старца, сидящие на престолах.

Но яспис и сардис одного цвета - красного. На самом деле об этом можно было догадаться даже не заглядывая в справочники. "Бог есть свет, и нет в Нём никакой тьмы". (1.Иоанн.1,5). Тогда где же разместились посреди престола четыре "животных" с шестью крыльями каждое? Ответ, на самом деле, прост и очевиден - в книге, которая в руке у Сидящего на престоле. В книге символы "животных", а вокруг престола образы этих символов.

Так как Сидящий на престоле осуществляет непрерывный творческий процесс, естественно предположить, что книга в его руке адекватно описывает течение любого возможного процесса, в том числе развитие мироздания, в частности, его заключительную фазу.

И такая книга, по мнению её апологетов, существует, и более того, имеет космическое происхождение. Это "Книга перемен". Общие представления о ней - элемент культуры образованного человека. Знания же специалистов по "Книге перемен" столь же обширны, сколь туманны, вероятно, отчасти и потому, что её исследование вне рамок синологии считается дурным тоном. Здесь нам будет достаточно общих представлений о "Книге перемен".

Интересно, что "Книга перемен" имеет семь традиционных комментариев, но как будет показано, это не имеет прямого отношения к семи печатям на книге, которая в руке у Сидящего на престоле.

Ниже, в шестой главе "Откровения" четыре "животных" представляют самих себя уже в динамике (преображение):

- всадник на белом коне - Небо, Творчество (Христос) 1

- всадник на рыжем коне 2 - Огонь (разделение, вражда; разрушение);

- всадник на чёрном коне - Вода 3 (наводнение, засуха; голод);

- всадник на бледном 4 коне 5 - Земля, Исполнение (смерть).

Но для чего же вышли эти всадники? Ведь речь идёт всего лишь о тексте. Конечно, это не ожившие картинки из книги, и даже не всадники в буквальном смысле, а некие символы действительности. На языке "Книги перемен" - это четыре гексаграммы, отрывшие четыре строки последовательности гексаграмм, лежащей в основе "Откровения".

Используя "семь печатей" как ключ, совсем не трудно восстановить структуру последовательности:

  
  
 []
  
   Последовательность состоит из четырнадцати сдвоенных гексаграмм, представляющих две отдельные строки по семь пар. Гексаграммы же составляют четыре строки по семь гексаграмм:

первая и вторая строки описывают сотворение мира и его развитие;

третья и четвёртая - апокалипсис.

"Первая печать" - гексаграмма  [] Творчество открывает первую строку.

В Евангелии от Иоанна она имеет название "Слово".

"В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог" (Иоанн.1,1)

В теории христианства Слово рассматривается как непрерывно действующая мировая сила. Мир не только создан был Словом, но Им же и содержится. (2 Петр. 3,7). Царь Соломон, возможно, эту же мировую силу называл мудростью.

"Вторая печать" - гексаграмма  [] Огонь открывает вторую строку.

Строго говоря, "Огонь" - это обобщённый образ гексаграммы, а не название, но так как речь идёт не о классической "Книге перемен", то такое смешение кажется оправданным.

"Третья печать" - гексаграмма  [] Вода открывает третью строку.

"Воды, которые ты видел, где сидит блудница суть люди, и народы, и племена, и языки. " (Откр. 17,15).

В связи с этим становится понятным иносказательный смысл рассказа Ионна о том, как Иисус ходил по воде, и как Петр последовал за Ним, но, не имея достаточно веры, едва не утонул. Причем, очевидно, имеется в виду не столько вера в Бога, сколько вера в свое собственное предназначение.

"Четвёртая печать" - гексаграмма  [] Исполнение открывает четвёртую строку. Один из образов этой гексаграммы в "Откровении" - жертвенник.

"Пятая печать" - фиксируется сочетание гексаграмм N7.

Преддверие апокалипсиса.

"Шестая печать" - переворот сочетания гексаграмм N7 и переход к сочетанию N8.

Сделать это можно двумя способами: перевернуть всё сочетание на 180 0 или поменять местами верхнюю и нижнюю гексаграммы. Они симметричны, поэтому кажется, что неважно как это сделать. На самом деле это задает алгоритм для гексаграмм внутри последовательности, которые несимметричны. В первом случае в последовательности дважды повторяются только крайние гексаграммы; во втором - все. Но в любом случае последовательность гексаграмм должна быть уравновешенной, так же как уравновешена и её структура. Таким образом, в последовательности двадцать восемь гексаграмм, которые состоят из 168 черт. Из них 84 световых и 84 теневых. Сумма их числовых значений: 84 х 9 + 84 х 6 = 1260 (дней).

Первые шесть печатей раскрывают структуру последовательности гексаграмм, за исключением сочетания гексаграмм N14. Но это сочетание может быть выведено и из алгоритма, заданного шестью печатями. Текст, стоящий за каждой из шести печатей небольшой и достаточно прозрачный, чтобы можно было не только восстановить структуру последовательности гексаграмм, но и защитить ее перед оппонентами с "Книгой перемен" и "Откровением Иоанна" в руках.

Но между крайними в рядах гексаграммами на месте звёздочек должны быть промежуточные гексаграммы. Образно говоря, это подробности текста. Эти-то подробности, причем только для третьей и четвертой строк, и скрыты за седьмой печатью. Восстановить эти гексаграммы крайне сложно, а может быть даже и невозможно. Точнее, их можно восстановить, но невозможно защитить только с "Откровением Иоанна" в руках.

Для начала необходимо разработать рабочую версию последовательности гексаграмм, чтобы в дальнейшем либо подтвердить ее, либо исправить.

Предположив, что эта последовательность гексаграмм имеет космическое происхождение, естественно на небе искать и ее алгоритм. Тогда нетрудно заметить, что первая и четвертая строки соответствуют лунным фазам. Это задает следующий алгоритм: черты гексаграмм, начиная от начальной до верхней, последовательно от гексаграммы к гексаграмме заменяются на противоположные. Этот же алгоритм, учитывая единство всей последовательности, можно распространить также на вторую и третью строки.

В результате получается следующая последовательность гексаграмм:

  
  
 []
  
   "Откровение Иоанна" воспринимается как пророчество о судьбах мира, но здесь оно рассматривается только как возможный комментарий к представленной здесь последовательности гексаграмм. В дальнейшем она для удобства иногда будет называться просто текстом, чем она, по сути, и является.

Третья строка текста описывает разрушение материального мира и преобразование его в духовный мир. Этот процесс инициируется семью ангелами с трубами, и отражается в шести переходах между гексаграммами, а седьмой Ангел фиксирует гексаграмму  [] Огонь, являющуюся символом духовного мира. "Суды Божии над миром совершаются при шестой трубе, а царство Бога и Христа Его наступает при седьмой трубе".

В теории христианства и материальный, и духовный мир непрерывно содержатся мировой силой, называемой Словом. Но для материального мира Слово утратило первозданную чистоту. Это Слово разгневанного Бога. Иоанн соотносит его со зверем, которому дракон дал "силу свою и престол свой и великую власть" (Откр. 13,2). "И отошел сатана от лица Господня" (Иов, 1,12) По-видимому, именно это Слово Иоанн в "Откровении" называет Богом земли.

Любая гексаграмма состоит из двух наложенных одна на другую триграмм, из которых нижняя описывает внутренне развитие, а верхняя - внешнее. В первых шести гексаграммах в четвертой строке нижняя триграмма имеет образ зверя, а верхняя - великая блудница, сидящая на звере. Но, в зависимости от контекста, эта гексаграмма в целом может иметь образ и зверя, и блудницы. Очевидно, в притчах Соломона имеется в виду та же самая блудница, у которой муж ушел из дома до дня полнолуния, что и у Иоанна в "Откровении". Возможно, Соломону был известен и тот таинственный текст, который Иоанн видел в руке у Сидящего на престоле.

Четвертая строка текста описывает разрушение мировой силы, содержащей материальный мир. Этот процесс инициируется семью Ангелами, имеющими "семь чаш, наполненных гневом Бога" (Откр. 15,7). Нетрудно догадаться, какое именно из четырех "животных" дало им эти чаши. Вообще, весь этот процесс представлен как борьба зверя с Христом, в которой Христос победит. Относительно текста здесь также шесть переходов между гексаграммами, а седьмой Ангел фиксирует гексаграмму  [] Творчество, которая символизирует Христа.

Иоанн считывает третью и четвертую строки последовательно, но во времени переходы осуществляются не между гексаграммами, а между сочетаниями гексаграмм. То есть события, вызванные Ангелами с трубами, являются откликом на события, вызванные Ангелами с чашами гнева. В этом легко убедиться, сопоставив эти события. Здесь можно привести один из наиболее ярких примеров:

"Третий Ангел вылил чашу свою в реки и источники вод: и сделалась кровь.

И услышал я Ангела вод, который говорил: праведен Ты, Господи, Который еси и был, и свят, потому что так судил;

За то, что они пролили кровь святых и пророков, Ты дал им пить кровь: они достойны того" (Откр. 16, 4-6).

"Третий Ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод.

Имя сей звезде полынь; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки" (Откр.8, 10-11).

Как уже было сказано выше, соотнести промежуточные гексаграммы к тексту "Откровения Иоанна", имея на руках только книги священного Писания и "Книгу перемен", крайне сложно, и вряд ли возможно защитить эту работу перед оппонентами. Может быть, в будущем появятся какие-то дополнительные источники и эта задача упростится.

Здесь заодно можно также сопоставить гексаграммы в тексте с камнями на судном наперснике иудейского первосвященника (Исход 28, 17-20). Нет смысла это делать в отношении гексаграмм в сочетаниях N4 и N11, так как здесь нет четкого представления об образах, стоящих за этими гексаграммами. Но это можно сделать для крайних в строках гексаграмм.

Гексаграммам  [] Творчество в начале первой строки и в конце четвертой соответствуют рубин и яспис. Оба камня теплого красного цвета. Также и гексаграмма  [] Творчество состоит из одних световых черт, которые определяются как теплые.

Гексаграммам  [] Огонь в начале второй, и в конце третьей строки соответствуют карбункул и аметист. Это камни глубокого красного, а для аметиста иногда также и фиолетового цвета. Глубину красному цвету обычно придает примесь черного или темного холодного цвета. Если обратить внимание на триграмму  [] Огонь, то видно, что она состоит из двух световых черт, между которыми одна теневая. Поэтому выбор именно этих камней для обозначения данных гексаграмм кажется оправданным.

Гексаграмме  [] Вода в конце второй строки соответствует алмаз, который, будучи помещенным в воду, почти полностью с ней сливается. Кроме того, алмаз является символом чистоты, а в конце второй строки гексаграмма Вода символизирует души праведников, находящихся под жертвенником, и вероятно, Адама и Еву до их грехопадения. Что касается яхонта, который символизирует гексаграмму  [] Вода в начале третьей строки, то Библейская энциклопедия не дает точного ответа, к какому разряду драгоценных камней он принадлежит. Предположительно, по цвету он походил на карбункул, с сильным отливом и красноватым отблеском. На первый взгляд такой камень не может символизировать гексаграмму  [] Вода. Но в начале третьей строки один из образов этой гексаграммы - телец, положенный на жертвенник и охваченный огнем. Может ли в таком случае камень, похожий на карбункул, символизировать гексаграмму  [] Вода? Во всяком случае, это не кажется совсем уж невозможным.

Гексаграммам  [] Исполнение в конце первой и начале четвертой строк соответствуют изумруд и хризолит. Оба камня холодного зеленого цвета. Вообще-то гексаграмма  [] Исполнение состоит из одних теневых черт, и, казалось бы, ее символами должны быть камни синего цвета, а не зеленого, который получается смешением синего и желтого цветов. С другой стороны гексаграмма  [] Исполнение соотносится с землей, а синий цвет больше подходит небу, поэтому выбор камней именно зеленого цвета также не вызывает серьезных возражений.

Случайны ли эти совпадения? Вряд ли. Надо сказать, что есть и еще примеры, в частности, в архитектуре храма, указывающие на то, что не только христианство, но и иудаизм корреспондируются с "Книгой перемен". Например: четырнадцать ступеней между двором язычников и двором женщин (четырнадцать пар гексаграмм, описывающих развитие мироздания). Далее пятнадцать ступеней вели во двор священников (пятнадцать - так называемое "совершенное число", равное сумме числовых значений световой и теневой черт). Следующие двенадцать ступеней вели на площадку, занятую святилищем и местом святая святых (двенадцать - число черт в паре гексаграмм, а также число колен Израиля). Следует иметь в виду, что в религиозной символике может быть нечто сокрытое, но нет ничего случайного. Не случаен и этот ряд чисел, который на сегодня можно объяснить только исходя из теории ицзинима.

  
   Примечания.

   1. "Имя Ему: Слово Божие". (Откр.19, 13)

"И Слово стало плотью". (Иоанн 1, 14)

[Назад]

2. "Прежде всего, знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям,

И говорящие: где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же.

Думающие так не знают, что в начале Словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою,*

Потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою.

А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых людей". (2 Петр. 3,3-7).

"Огонь пришел Я низвесть на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!

Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь пока это совершиться! Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение;

Ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться: трое против двух, и двое против трех". (Лук.12,49-52)

"И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему больший меч" (Откр.6,4)

* Если мир был создан из воды и водою, то, разумеется, и число шесть, характеризующее срок сотворения мира, должно быть связано с одним из свойств воды, вероятно с тем, что вода образует гексагональные кристаллы. Для религиозного сознания и падающая с неба снежинка уже знамение того, как бесформенное обретает форму.

[ Назад 2 ] [ Назад* ]

3. "И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай". (Откр.6,6) "Серебро твое стало изгарью, вино твое испорчено водою".( Ис.1,22)

Очевидно, что всадник на черном коне символизирует стихию воды, так как обращение к нему - это обращение именно к воде. Кстати, в теории ицзинизма воде соответствует черный цвет.

[ Назад ]

4. Бледный - тающий, исчезающий образ; сам предназначенный смерти. "Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом. Здесь терпение и вера святых". (Откр. 13,10) Останется только статичный образ гексаграммы - животное с шерстью крыльями: первое вокруг престола Сидящего. Образ льва **- как образ смертельной угрозы. Но этот лев будет мирно возлежать с тельцом, и за ним уже не будет действующего лица - всадника на бледном коне.

[ Назад ]

5. Всадник на бледном коне - динамичный образ гексаграммы  [] Исполнение. Эта гексаграмма состоит из двух наложенных одна на другую триграмм с тем же названием, но в "Откровении Иоанна" имеющих свои собственные образы:

Нижняя (внутренняя) триграмма- зверь выходящий из моря (Откр. 13)

Число зверя  [] 666 . "Зверь, который был, и которого нет, есть восьмой и из числа семи, и пойдет в погибель" (Откр. 17,11)

Всего триграмм восемь. Семь из них имеют общий признак-наличие "теневой" черты. Триграмма  [] Исполнение - восьмая (в последовательности Фу-си).

Верхняя (внешняя) триграмма - великая блудница, сидящая на звере (Откр. 17,3)

[ Назад ]

Одновременно и статичным и динамичным образом гексаграммы  [] Исполнение является жертвенник.В связи с этим, интересно рассмотреть сочетание гексаграмм N8. Внизу гексаграмма  [] Исполнение, вверху гексаграмма  [] Вода. То есть это образ воды ограниченной водоемом. Но здесь важно иметь в виду следующее: это не тот водный хаос, который был в начале творения, а кристаллизованная вода, то есть уже созданный материальный мир. А водоемом служит не круглое море, а вышедшая из него квадратная земля. Важно также отметить, что земля здесь является воплощением мировой силы, содержащей материальный мир, а ее образ - жертвенник, поэтому жертвенник в храме имел форму квадрата. Кроме того, земля как мировая сила соотносится с вышедшим из моря зверем.

**Образ льва ( зверя ) -жертвенник.

[ Назад ]

Соответственно:

образ тельца - статичный образ гексаграммы  [] Вода;

образ человека - статичный образ гексаграммы  [] Творчество;

образ летящего орла - статичный образ гексаграммы  [] Огонь. (Откр. 4)

Вернёмся к сочетанию гексаграмм N8. Его образ - вода, ограниченная водоемом, или телец, ограниченный львом. Здесь лев предстает в качестве пастуха. Интересно, что в истории Древнего Египта был период, когда им управляли мигранты из Азии, так называемые гиксосы, или "цари-пастухи". Еврейский историк Иосиф Флавий считал их "детьми Израиля". В данном случае не рассматривается вопрос, действительно ли гиксосы имели какое-то отношение к евреям, но показательно, что Иосиф Флавий совмещает эти два определения "цари-пастухи" и "дети Израиля". Вероятно, в какой-то момент в среде еврейского пастушьего племени появилась, в общем-то, лежащая на поверхности идея, что, в принципе, пасти можно не только тельцов и овец, но и "народы, и племена, и языки". Так в сознании евреев произошло разделение людей на льва - евреев, и тельца - всех остальных народов. Более того, эта идея стала одной из основ их религиозной системы. "Когда Всевышний давал уделы народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу сынов Израилевых". (Втор. 32, 8) В связи с этим характерен призыв Иисуса Навина: "не бойтесь народа земли сей, ибо он достанется нам на съедение". (Числа 14,9)

Таким образом, Иоанн в "Откровении" описывает сразу два подобных друг другу процесса: разрушение материального мира и мировой силы, которая его содержит, и взаимоотношение иудеев и остальных народов. Здесь необходимо понимать, что в данной системе мировоззрения есть две мировые силы: Слово Божие для духовного мира и Слово-зверь для материального; два их воплощения: Христос и народ Израиля; и соответствующие им образы: человек и лев, всадник на белом коне и всадник на бледном коне, Священник, который пришел низвести огонь на землю и жертвенник.

Конечно, очень наивно думать, что первосвященники ничего не знали в том, что касалось мистерии распятия Иисуса. Каиафа совсем не случайно именно так выстроил свою фразу на совете: "Вы ничего не знаете..." (Иоанн 11). Сам-то он, скорее всего, знал достаточно. Но в скитании евреев по пустыне было и предопределение, а, кроме того, ведь неважно какой пастырь, злой или добрый, будет пасти стадо баранов. Их участь от этого не изменится. Главное, чтобы пастырь был из своих. Тогда и лев без баранины не останется.

По свидетельству историков, Тит не хотел разрушать храм, и даже предпринимал усилия для его сохранения, но и в самом Иерусалиме нашлись влиятельные силы, которые принудили его это сделать, как Пилата принудили распять Иисуса. Наверное, евреи могли бы сохранить и свое государство. Но дело было не только в римлянах, и даже не в том, что жреческое государство евреев насквозь прогнило. После Иисуса утратился сам смысл его существования, и раненого мечом льва пинком выгнали из клетки. В таких случаях обычно добавляют: "на все четыре стороны" Но это не совсем так. Лев в "Откровении" соотносится со всадником на бледном коне, и дорога ему была открыта только в одном из четырех направлений, а именно, западном. Это направление символизируется характером разрушения храма, при котором была сохранена западная храмовая стена. Здесь лишнее доказательство того, что даже разрушение храма было срежиссировано в среде самих евреев, и связано с тем, что, сидя на клочке земли в Палестине, обещанную Богом власть над миром, получить было в принципе невозможно.

Концентрация интересов только на одном из четырех направлений могла быть связана и с прагматическими соображениями - евреев было не так много чтобы сразу распыляться по всей земле. С другой стороны слово "дана" в предложении: "и дана ему власть над четвертою частью земли", говорит о предопределении. Важно было увидеть это предопределение, что на самом деле не так уж сложно - разве не с востока на запад движется солнце? Поэтому в западном направлении отправились сначала христианские миссионеры пасти стадо Христово, а за ними вытолкнули раненого льва. Лучше римлянам от этого не стало. Они просто не знали, с кем связались.

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
Оценка: 4.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"